Хорошо забытое старое

KTM-5

Некоторые орловские блогеры озаботились тем, что на «запасном пути» в трамвайном депо стоят неиспользуемые вагоны. Тут, кстати, нет ничего экстраординарного. Вот несколько архивных историй с предшественниками нынешних «уходящих в запас вагонов». Специально для ностальгирующих по старым добрым временам, когда и деревья были зеленее, и трамваи бегали один за другим…

Прошло уже 30 лет, как с улиц нашего города исчезли отечественные вагоны типа КТМ-5М. Первые 10 таких трамваев поступили в феврале 1971 года. На тот момент они казались самыми передовыми — большие окна, мягкие сидения, яркое освещение, три широких сдвижных двери , отопление салона и кабины. КТМ-5М, или как еще принято говорить 71-605, стали первыми в Орле трамваями с косвенной системой управления, где тяговыми двигателями управлял не водитель, а специальный реостатный контроллер.

Новый не всегда лучший: КТМ оказался «волком в овечьей шкуре». Первые 71-605 имели пластиковую обшивку и после нескольких пожаров в различных городах СССР эти вагоны завод изъял для переоборудования. Меняли обшивку на металлическую. В течение нескольких лет и наше депо отправляло «тележки» для модернизации и исправления конструктивных недочетов.

А еще у всех вагонов были проблемы с тормозами. Привод механического тормоза имел ненадежную конструкцию и мог с легкостью оторваться от тележки, часто выходил из строя основной электродинамический тормоз. Это стало одним из факторов тяжелой аварии в мае 1974 года, когда на площади Юности неуправляемый трамвай вылетел с рельсов на повороте и наехал на двигавшуюся там похоронную процессию. Причиной аварии стали халатность водителя и низкая надежность вагона. Из всего утреннего выпуска на линию, всего несколько вагонов дохаживали до вечера, остальные — шли аварийным рейсом в депо.

Характерной особенностью КТМ были сдвижные в бок двери. Если она кого-то зажимала, то оставался характерный синяк, а в «часы пик» пассажиры нередко выдавливали дверь вообще. Немногие помнят, как вагоновожатая выходила из кабины и вместе с пассажирами вешала эту дверь на направляющие, вставляла ролики в цепь и ехала дальше.

Господство 71-605 было недолгим, всего 9 лет. В 1979 году поступило 4 последних Орловских КТМ-5М, а в июне 1979 года пришли первые 15 трамваев Татра-Т3. Чехословацкие вагоны оказались в разы надежнее и сразу полюбились как работникам депо, так и обычным пассажирам. Судьба КТМ был предрешена, к 1983 году было около 40 вагонов на инвентаре, и только 2 выходили на маршруты. В том же 1983 году все трамваи модели 71-605 были отставлены от пассажирской эксплуатации и списаны. Эстафету переняли вагоны Т3, которые до сих пор трудятся на благо Орловцев и гостей города.

Пресс-служба МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие»,  тел: 8-905-165-04-04

Текст и фото Владимира Мартынова